Золотой партнер
1С-Битрикс + компетенция
«Интеграция с 1С»
+7 8512 41-41-61

Интернет-экономика России. История, цифры, исследования.

20.11.2012

Что такое Интернет-экономика? Это не всегда и неоднозначно понятно, так как целый ряд показателей можно назвать показателями Интернет-экономики. Это и объёмы рынков и вложения в экономику отдельных компаний, рынков и сегментов. Так же это и всевозможные индексы, всевозможные измерители в пересчёте на единицу на одного пользователя. Не стоит забывать и о том, что это и доля ВВП.

Есть ряд методов, которыми можно измерять Интернет-экономику, и не все они и не всегда применимы. Например, метод финансовых показателей игроков рынка сегодня в России очень сложно использовать. Не каждый директор Интернет-компании готов перед Вами сесть и рассказать все свои показатели: доходы и расходы, количество компаний, количество сотрудников и т. д. Открытых компаний, которые торгуются на биржах, ежеквартально или хотя бы ежегодно показывают свои финансовые результаты в России пока не очень много.

Есть другие способы измерения: они ближе уже к социологии - это данные от потребителей. Например, «Фонд Общественное Мнение» измеряет рынок коммерции, проводя социологический опрос потребителей (пользователей). Так же есть всевозможные аналитические методы: собирают группу экспертов, опрашивают их, потом сводят все полученные данные с помощью определённых математических моделей, избавляются от погрешностей в той или иной степени и получают нужные показатели. Как показывает практика, сегодня в России этот метод наиболее применим. Например, «The Boston Consulting Group» (BCG), которая одна из первых начала регулярно считать экономику Рунета, пользуется непосредственно этим способом

История измерения экономики Рунета

Если мы «забьём» в поисковике «история измерения экономии Интернета в России», то мы не так много информации и найдём. Первые более-менее вменяемые цифры можно найти только за 1998 год. Тогда рынок оценивался где-то в 250-290 миллионов рублей. В то время в Российском Интернете было всего два миллиона пользователей.

В 2001-2002 году Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) начала измерять рынок рекламы в Интернете. Сначала только медийную рекламу, потом добавила контекстную. В этот же период появились первый цифры от них – 200 млн. рублей, но это был объём непосредственно рынка рекламы в Интернете. Как можно заметить, он практически сравним со всем рынком Интернета в 1998 году. А уже в 2006 году по оценкам экспертов объём рынка всей Интернет-экономики равнялся порядка 10.5 млрд. рублей. На тот момент в Рунете было 22 миллиона пользователей.

Если смотреть на более современный период измерения экономики Рунета, то первые цифры стали появляться в 2010 году. Именно тогда, когда ФОМ стал на регулярной основе мерить рынок электронной коммерции. В этом же году появилась компания «Data Insigt», основанная Фёдором Вириным и Борисом Овчинниковым, которая тоже стала проводить регулярные исследования, в том числе и экономических показателей.

В 2009 году BCG провела своё исследование, но они его долго обсчитывали и собирали. И только в 2011 году они показали полный пакет данных по 2009 году, то есть больше года подводились итоги исследования.

Исследование ВШЭ и РАЭК

В 2012 году «Высшая школа экономики» (ВШЭ)  и «Российская ассоциация электронных коммуникаций» (РАЭК) начали своё исследование. Оно будет регулярным, и они будут добавлять новые показатели. Посмотрим на первые итоги.

На «Российском Интернет-форуме» (РИФ) весной были проведены порядка сотни интервью. Более часа исследователи разговаривали с экспертами рынка. Потом было проведено большое анкетирование - порядка 200 анкет собрано. На основе всех этих данных были получены следующие показатели оборотов отдельных рынков:

  • Электронные платежи – 166.7 млрд. руб.
  • Онлайн-ритейл – 309.4 млрд. руб.
  • Контент и игры  – 8.24 млрд. руб.
  • Контекстная реклама – 24.24 млрд. руб.
  • Медийная реклама – 15.83 млрд. руб.
  • Видео-реклама – 0.8 млрд. руб.
  • Поисковая оптимизация – 8.56 млрд. руб.
  • Social Media Marketing – 2.98 млрд. руб.
  • Веб-разработка – 9.83 млрд. руб.
  • Хостинг и домены –5.32 млрд. руб.
  • SaaS (ПО как услуга) – 1.89 млрд. руб.

Есть ещё часть Интернет-бизнеса, которая не посчитана. Она довольно большая, больше чем та совокупность этих 11 рынков, которые были измерены. Во-первых это рынок Интернет-провайдеров, который даёт огромный оборот. Это и рынок инвестиций в Рунет, который не является частью рынка контента и сервисов. Так же буквально в 2012 году  у нас появился огромный рынок торговых площадок, который был инициирован государством. В первую очередь это торговые площадки B2G, когда бизнес продаёт свои услуги и товары государству. Они в полную силу заработали только в 2012 году и их оборот огромный - больше триллиона рублей оборота.

Если всё это примерно сложить, то получится 2.5 триллиона рублей. Но подчеркну, что это не совсем точный подсчёт  - надо ещё оттачивать методику.

Познаётся в сравнении…

Много это или мало? Всё познаётся в сравнении. Это примерно:

  • 4.5% ВВП России
  • 50% нефтегазовых доходов в бюджет России
  • 33% доходов бюджета России в целом
  • 90% взносов в пенсионный фонд России

Сравним Российскую Интернет-экономику с рынками других стран. Она составляет:

  • 10% Интернет-экономики США
  • 58% Интернет-экономики Германии
  • >90%  Интернет-экономики Индии

Развитие

ВШЭ и РАЭК хотят добавить показатели, которые позволят оценивать Интернет-экономику не как саму по себе, а как  инфраструктуру всей экономики России. Так же необходимо создать базу для построения прогнозов. Может быть, не всегда и не все они соответствуют тем прогнозам, которые есть на рынке, хотя они очень близки. Дело в том, что по одной точке сложно строить прогнозы. Когда будет собрана некая база точек, можно будет уже более-менее точно прогнозировать какие-то дальнейшие шаги рынка на будущее. Так же необходимо увеличить экспертную базу, для того, чтобы собрать большее количество данных. Тем более не планируется останавливаться на этих 11 рынках. 

Задачи

Если говорить глобально, то стоят следующие задачи:

  • Формирование методики и показателей, принятых рынком и государством
  • Сделать исследование постоянным, чувствительным к действию игроков рынка и государства

Дмитрий Чистов - главный редактор журнала «Интернет в цифрах».